Актуальный архив
М Е Ж Д У Д О К С О Й И С О Ф И Е Й
( ГЕРМАН ЛОПАТИН НА СТАВРОПОЛЬЕ)
Признаюсь сразу: мне нравится эстетический о б л и к профессиональной награды журналистов Ставрополья. Художественное исполнение же портрета Лопатина в ней – лучшее, что я встречал на обложке и в текстах специальной и популярной литературы.
Дело, однако, в том, что «художество» и «эстетика» символа вообще, а данного символа в частности, подчинено, прежде всего и главным образом тому, что именуется с м ы с л о м!
Объясняемся, на сей счет.
… Что такое о б щ е с т в о ? Это ни что иное, как круго-оборот «идей», «вещей» и «людей». Проще говоря, каков оборот, таково и само общество!
Ежели оборот этот идет «вокруг» вещей и только вещей, то мы и имеем имущество как смысл и образ жизни, где человек добровольно превращается в «экономического агента», да и само слово «богатство» здесь полностью извращается заодно. Летом 1908 года Г.Лопатин приехал в Англию и был /после долгого – долгого перерыва/ неприятно удивлен: «Третируют теперь пассажиров 3-го класса, как каких-нибудь преступников, требуя от них предъявления 5 фунтов /50 руб./, чтобы они не увеличивали число местных нищих, и подвергают медицинскому осмотру. Пассажиров 1 и 2 кл. эти меры не касаются благодаря ц а р с т в е н н ы м п р а в а м б о г а т с т в а в в е к к а п и т а л и з м а».
Если оборот жизни идет вокруг и по поводу идей, то общество есть Идео-кратия. Лучше или хуже – это уже второй вопрос. Худшие из идеократов те, кто сводит идеи к «словам», слова к «знакам», а знаки вообще к б у м а г а м. От них рождаются со-общества фанатиков, бюрократов, бумагомарак …
Конечно, журналист – не бумагомарака! Журналист вообще стоит на том, что оборот идей есть с е м и о з и с. Но семиозис /работа со знаками и словами/ далеко не обязательно и не всегда есть оборот идей! – добавит хороший журналист.
Прообраз своей собственной ставропольской награды – Герман Лопатин – остро отражал, сей фундаментальный жизненный факт.
Такие люди как Тургенев, Горький, Короленко, Даниельсон советовали ему написать свои воспоминания. А Глеб Успенский решил сделать это сам и даже название придумал – «Удалой добрый молодец».
- Он видел все и вся. Это целая поэма, – восхищался Глеб Иванович. – Орел и ангел! - добавлял он.
Но, ведь, не написал! И даже классик русской журналистики /точнее бы сказать – литературы!/ Гиляровский и то написал о нем лишь маленький – премаленький очерк. В чем тут дело?
Дело в том, что вслед за Успенским, Фридрих Энгельс назвал Лопатина «героем без фраз».
А вот самоотчет Германа Александровича: «Плохо доверяю себе вследствие некоторых странностей моей натуры по литературной части.
Существуют графоманы, у меня, очевидно, противоположная крайность - г р а ф о ф о б и я».
Графофобия – это «п р е с с о ф о б и я», в другой раз обобщил и уточнил он.
Летом 1908 года был опубликован Лопатинский перевод писем Маркса и Энгельса к Даниельсону. Написал к Короленко: «… посылаю Вам перевод, не ради его интереса для широкой публики, а просто как «вещественный знак невещественных отношений», т.е. моего искреннего уважения и сердечной привязанности к Вам».
Выражение такого рода Лопатин взял из I тома «Капитала» Маркса, который и перевел. Там оно звучит как «чувственно – сверхчувственное», «полное метафизических тонкостей и теологических ухищрений». Только такого рода мета-физические жизненные связи и соответствуют, по нему, отношению личности к личности, человека к человеку. И никак не меньше!
Когда же общество организует себя как оборот вещей и идей по поводу и вокруг л ю д е й , то умирает и «прессофобия». А люди превращаются в героев Истины и Знания: учителей, философов и мудрецов…
Отнюдь не в таком модусе своей жизни изображен Герман Лопатин на журналистской награде профессионалов и мастеров пера солнечного Ставрополья. И в этом-то весь смысл затеянного здесь разговора и вся его суть!
… В 1866 году Лопатин окончил естественное отделение физико – математического факультета Петербургского университета. Защитил диссертацию на тему «О самопроизвольном зарождении». А это – ничто иное, как самая точная и самая чёткая формула мировой академической традиции и мысли, последних 25 веков! Ежели Универсум есть начало и сущность всего, то, что же есть начало самого Универсума?! - проще говоря. Если сущность мира выражает себя через саму себя, то точно так же должна поступать и сама человеческая личность! Вот почему доверять свое самовыражение не Логосу, а Слову, да еще и слову … в м е с т о Логоса; да еще и слову в чужих руках … Да еще и рукам , что держит перо… за деньги … Ну, уж нет!!!
Журналистика без Логоса есть голый семиозис, то есть частная собственность на само Слово. Это когда слово не ради мысли /с мыслью!/, а вместо нее. «Если бы мысль и слово непосредственно совпадали, то самые большие болтуны были бы самыми великими мыслителями!» – ехидно, но справедливо говорил по этому поводу Людвиг Фейербах. Таковы же характерные признаки и не- с о ф и о л о г и ч е с к о й журналистики. Древние греки, которые все как один жили так же, как жил один Лопатин, именовали бы такую журналистику д о к с а - к р а т и ч е с к о й. Той, что добивается господства слова над смыслом, мнения над мыслью, проще говоря. Ведь мнение – это случайная мысль и есть!
Случай же не должен господствовать над Универсумом, Жизнью, Личностью, Смыслом и Человеком. Так говорит всемирная Академия, к которой Г.Лопатин причислил себя раз и навсегда.
Вывод?
Значок отличника журналистики ставрополья демонстрирует нам Лопатина не со стороны его необходимой закономерности, а с весьма и весьма с л у ч а й н о й для него стороны. И по законам Смысла, он толкает журналиста не на борьбу с Доксой в союзе с Софией /т.е. мудростью/, а на борьбу против Мудрости, да в союзе с Доксой.
Между тем, журналист, застрявший между тем и другими, не только обрекает самого Г.Лопатина на незаслуженный позор. Но и самую Жизнь человеческую он обрекает на вечную «беременность» Истиной, не давая ей по-настоящему «разродиться». Тут то и возникает нервическое нетерпение т.н. «журнализма» суть которого : сделать немедленно к е с а р е в о с е ч е н и е и истине и самой жизни.
Журналист судорожно тянет к столу родильному того, кто всю свою жизнь «кесарит» и другого не умеет. То есть, б ю р о к р а т а ! А вот зато терпеливая и умудренная акушерка по имени Академия /повивальная бабка Истины/ гонится им же взашей из дверей вон!
К сожалению, другого, увы, ему по определению не дано! Его участь – участвовать в постоянном и не прекращающемся р а з г р о м е жизни, а не в благоустройстве ее.
Ребёнок ломает игрушку, а бюрократ – человеческую судьбу. Союз журналиста и бюрократа – вот какой смысл заложен в символ профессиональной награды южно-русского журнализма…
Скажу откровенно: ничего и никому советовать я не буду и не хочу. Моя журналистская задача проще и скромнее – р а с с к а з а т ь. И не более того.
…27 января 2001 г. я был приглашен на Пленум Крайкома ставропольских коммунистов. Обсудив итоги выборов своего Губернатора, они, естественно, задались вопросом : какие задачи следует решать в первую очередь, дабы по-настоящему о б у с т р о и т ь жизнь? Понятно, начинать надо с самой же партии. Но с какой именно её стороны?
Среди прочих разных идей, в моём диалоге с участниками Пленума, родилась и еще одна, весьма – весьма перспективная. А именно: учредить медаль им. Германа Лопатина за успехи в академическо – партийном строительстве. Ведь это - глубоко верно! Судите сами.
Первое. Г.Лопатин – общепризнанная краеведческая ценность Ставрополья и всякий патриот родного края согласится с этим.
Второе. Сделав перевод на русский язык «Капитала», он сумел соединить Россию с марксизмом, а марксизм с - Истиной. Это ведь мало кому удавалось и раньше, а особенно теперь.
Третье. По Лопатину, «любить» народ без науки такое же пустое дело, как и заниматься наукой без всякого героизма и самопожертвования. 19 лет в Шлиссельбургской крепости, 4 года в Петропавловской, а всего 30 лет тюрьмы и ссылки – его решительное доказательство на сей счет.
Четвертое. Быть личностью важнее, чем стать чиновником при высоком начальстве и даже при царе. За Германом настойчиво «ухаживали» ставропольский губернатор Властов и генерал – губернатор Восточной Сибири Синельников. Но им обоим тот вежливо объяснил, что «Царь в голове» важнее милостей начальства. Именно это в его личности и отметил К.Маркс в 1870 году: «Лопатин посетил меня в субботу, я пригласил его на воскресенье /он провел у нас с 10 часов утра до 12 часов вечера …/ У него очень живой критический ум, веселый характер, с т о и ч е с к и й, как у русского крестьянина, который довольствуется тем, что имеет».
Маркс знал, что говорил : его учитель философии Г.-В.-Ф. Гегель в своей знаменитой «Феноменологии духа», как известно, доказал : в софиогенезе человеческой личности стоицизм – это та развилка жизненных дорог, откуда можно прийти либо к т.н. «несчастному сознанию», либо - к мудрости. Путь, который через 11 лет в письмах к Вере Засулич К. Маркс для всей исторической России и прозрел …
ххх ххх ххх
И, наконец, последнее. В Ставрополе Г.Лопатин одновременно был служащим в канцелярии Губернатора и взял обязанности библиотекаря /как в свое время это сделал и Иммануил Кант!/ Он явно знал слова Канта: «вещь» – это то, что обладает ценностью, а достоинство Человека – это то, что не имеет цены.
Между тем, как быть чиновником – это и значит быть социальной вещью. Хоть и в аппарате Государства…
Владеть этим теоретическим «нюансом» лично – значит п о м н и т ь, тем самым , всегда и везде, что т.н. ВЛАСТЬ - ВТОРИЧНА, а АКАДЕМИЯ ПЕРВИЧНА!
Лучше, когда они вместе. И совсем уж плохо, ежели наоборот …
PS. Эскиз такой медали (и даже её тираж) были изготовлен в апреле-мае того же года в Городском обществе «ЗНАНИЕ» города Ессентуки.
Февраль –2001 г.
Валерий МОЛЧАНОВ, научный консультант журнал «…ИЗМ»
(Опубликовано: «ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ», Калмыцкий Реском КПРФ, ноябрь, 2001 г. Тираж 1000.)