В ноябре 2000 г. в России была разработана программа стратегии развития государства до 2010 г. Программа был создана под руководством Хабаровского губернатора В.И. Ишаева, члена Государственного Совета РФ. В программу были включены предложения и идеи А.Р. Белоусова, С.Ю. Глазьева, А.Г. Гранберга, В.В. Ивантера, Ю.И. Кузьминова, П.А. Менакера, А.Д. Некипелова, А.Н. Шохина, М.М. Чиканова. Стратегия основана на идее превращения России в динамически развивающуюся державу, с европейскими стандартами жизни адаптированными к российским климатическим и географическим условиям. Такое развитие возможно на основе трудовой и деловой инициативы, выверенной государственной политики.
Программа исходит из фактического глубокого раскола России, пролегающего по социокультурной и экономическим осям. Основные сектора общества продолжают расходиться по трещине как куски льдины после раскола единого ледяного поля. Расходятся уровни жизни, стили жизни, нормы поведения и т.п. Очевидно, что развитие общества возможно только на базе установления консенсуса всех социальных групп относительно базовых ценностей и принципов жизнедеятельности. Одна ведущая ценностная модель нашего общества может быть названа традиционной. В ее рамках люди стремятся быть как все, возлагают надежды на государство в духе патернализма и коллективизма. Другая, модернизационная модель, ставит на первый план ценности индивидуализма, достижение личного успеха, материальные и прагматические ценности. Среднего не дано! Сегодня в России не существует единого типа рабочего и служащего, объединяющего в своей жизни ценности двух социальных моделей, поэтому эти модели следует назвать «социальными характерами» - структурами личности религиозного типа.
Распад исторических форм индивидуальности (классовых личностей) в период построения основ социализма привел уже к 1936 г. (год принятия в СССР Конституции победившего в основном социализма) к формированию единого исторического типа советского человека как нового человека и как «простого советского человека». В результате изменений в социальной структуре общества в период после Великой Отечественной Войны образовались социальные характеры, которые затем превратились в дисперсированное поле индивидуальностей с их экзистенциальными ценностями. Однако приватизация и неолиберальные реформы вбросили индивидуализированных прекраснодушных российских демократов в поле классовых отношений и они обнаружили себя на житейском уроке научного коммунизма – перед лицом обыкновенного фашизма. В этот период ельцинского десятилетия демократам захотелось выпить яд, многие из них стали возлагать беды с больной головы на здоровую, обвиняя во всем евреев, многие вообразили собственные личные качества в качестве источника их неудачной и несчастной жизни.
Россия вновь стала классовой. Там, где прежде «шашлычник жирным пальцем тыкал в кнопки магнитофона», мы увидели лицо буржуа. Там, где прежде видели пижонистого и отбившегося от рук старшего поколения «дитя-злодея», про которого поэт писал «Есть у него в Ильинке хаза и шлюшка в ней, там он играет в погремушки ее грудей», все увидели беспринципного хозяина жизни – нового и юного финансового гения. Россия раскололась и идет ко дну. С одной стороны, те, кто улучшил свое дореформенное положение, насчитывают 25-30 миллионов человек или одну пятую часть населения. Из них 8-10 миллионов человек (5-7 % населения) вполне освоили западные стандарты повседневной жизни, внешнего вида, отдыха и отношения к миру. В полной нищете живут 40 % населения или 60 миллионов человек. 25-30 миллионов человек из числа указанных не получают даже уровня минимальной потребительской корзины, что означает истощение и смерть от голода. При этом председатель пенсионного Фонда г. М. Зурабов сообщает в ГосДуме о том, что только треть доходов людей идет от заработной платы.
Думается, что правительство цинично предполагает возможность извлечения доходов из проституции, продажи собственных органов, детей и жилья. Чем это отличается от спокойного созерцания «белого сагиба» как умирают дети от голода? Верхняя и преуспевающая часть российского общества при этом развлекается и обжирается на презентациях и банкетах, распевая песенки Лолиты «Маленький, маленький, все равно тебя не брошу, потому что ты хороший, Маленький, Маленький» и так далее, как в сказке «про белого бычка». Лола известна как лидер дуэта «Академия», активно участвовавшая в программе «Голосуй или проиграешь», вместе с другими певцами примитивных детских песенок для взрослых промытых мозгов, вроде «Ты моя зайка!».
Россия в результате реформ приобрела вид типичной страны Третьего мира: преуспевающие социальные группы плотно окружены основной массой населения в виде бедствующих и нищих соотечественников, исповедующих традиционные национальные ценности. Возможна ли на этой основе консолидация общества? На этой основе возможно дальнейшее расщепление общества и подготовка социалистической революции по традиционной ленинской схеме революционной ситуации: верхи не могут управлять по-старому, низы не хотят жить по-старому, а нужда и бедствия угнетенных классов обостряются выше обычного в периоды войн и бедствий. Уже сегодня резко различаются мотивационные блоки верхов и низов – в России лишь одна треть населения склонна к предпринимательской деятельности, а в Западной Европе этот уровень составляет 42-65 %. Однако, опыт ХХ в. показал возможность «бархатных революций», в которых на поверхность всплывают лидеры ниже уровня масс, топящие массы и не зовущие вперед. Таковы Л. Валенса – электрик с гданьских верфей, многодетный отец и ревностный католик, такова вся генерация новых лидеров бывших социалистических стран11
Для масс государство становится чуждым социальным аппаратом. Для людей с традиционными ценностями получилось, что государство их «кинуло» – лишило социальной инфраструктуры и поддержки, лишило всех конституционных гарантий и оставило абстрактные права человека. Более того, государство перестало играть роль арбитра между социальными группами в сфере распределения налогового бремени и административных функций, в области национально-пропорционального представительства народов в органах власти. Государство всегда вело в России всех к общему благу. Сейчас государство играет в одни ворота и стоит на страже интересов приватизаторов и крупной буржуазии, а политика бонапартистского балансирования между интересами классов не может быть долговечной и всегда саморазоблачается в условиях кризисов экономических и военных. Так, экономическо-финансовые кризисы обогатили верхнюю часть общества, а война стала для них «родной матерью». В результате окончательно сложилась биполярная структура российского общества.
Само государство изучает различные подходы к решению главной проблемы социальной консолидации. Первый подход основан на социальном патернализме. Субсидии и поддержка нуждающихся уже достигли 10 % от валового национального продукта, что на 25 % больше дореформенной поддержки. Оборотной стороной такой системы оказывается увеличение налогового бремени на товаропроизводителей, а значит и новый этап стагнации страны. Стагнация в данном случае будет иметь место при значительно более худших условиях, чем при развитом социализме – все запасы уже проедены. Результат - медленная смерть под анестезией.
Второй подход предполагает минимальные субсидии государства в области минимальных социальных услуг, когда люди должны сами зарабатывать на все. В результате процветают богатые слои населения и получается система из «двух скоростей» – бедные опускаются и становятся беднее, а богатые – богаче. Эта модель может работать в условиях устойчивого экономического роста при наличии значительного среднего класса. Это путь дальнейшего отчуждения от государства традиционно ориентированных групп, усиление классовой борьбы и утрата российской специфики общественного устройства. При этом уничтожается и западная традиционная цивилизационная модель, в которой благосостояние всех является высшей целью государственной политики. В результате в современной России богатые слишком легко получают деньги (одна финансовая операция обеспечивает до конца жизни детей и внуков спекулянта), легко переводят деньги за рубеж по компьютерным сетям, обкрадывая свою страну. Бедные же слишком тяжело зарабатывают деньги, и большинство бедных привыкло жить без денег вообще: сбор ягод, огородные урожаи позволяют выжить бюджетникам. На Западе без денег жить невозможно, в России без денег существуют подавляющие массы населения.
Действительным подходом к российскому социальному развитию должно быть увеличение числа процветающих социальных групп до 50-55 % и сокращение бедных слое населения до 15 %.. Речь идет о формировании среднего класса с традиционными ценностными ориентациями, что предполагает формирование и новой модели потребления в русском стиле, в цветах России. Квартира, дача, автомобиль, бесплатное образование и здравоохранение – все то, что нам дал социализм, но с уточнением – эти блага должны быть всеобщими.
Термин «Реальная политика» был создан И. фон Рохау в 1853 г. Он означал в сущности отречение имущих и правящих классов от идеала социальной справедливости. Реальная политика резюмировалась в гитлеровском обращении: «Солдаты! Я освобождаю вас от их химеры, которую слабые люди назвали совестью». Реальная политика, следовательно, означает достижение максимального могущества без каких-либо ограничений с точки зрения общественной морали и совести. Однако сторонникам реальной политики не хватает именно реализма: среди них много утопистов и визионеров, их абстрактные рассуждения ведут к катастрофе. Западники-перестройщики начали свои реформы с копирования буржуазной реальной политики, что привело странный создаваемый ими конвергируемый социализм к гибели. Этим либералам удалось уверить уставший народ в правильности своих расчетов и реалистичности программы.
Уже программа «500 дней» создавала образ разумного обращения с наследием Великого Октября: открывались двери во внешний мир, формировалась новая и более справедливая экономика. Не было ответа на вопрос, кто открывает двери, под чьим контролем проводятся реформы, ибо подразумевалось, что новые социальные силы будут абсолютно демократическими. Уже в 1992 г. определилось, что номенклатура меняет обличие и становится новой буржуазией с использованием силы теневых капиталов. Реальная политика таких модернистов – от «лукавого». Слияние противоположностей возможно в принципиально разных формах и может породить симфонию, а может дать какафонию. Заражение России фетишем реальной политики пришло с Запада и на деле оно означает поведение «применительно к подлости» (М.Е. Салтыков-Щедрин): «мертвые хватают живых!».
Стратегический кризис мира возник после распада СССР, когда отпали реальные причины существования НАТО, но реальная политика переопределила цели североатлантического альянса, который был создан в 1949 г. как союз против Советского Союза. В момент гибели СССР и в период войны в Персидском заливе Дж. Буш провозгласил Новый Мировой Порядок, который был автоматически принят к исполнению администрацией Б. Клинтона - к несчастью США и всего мира. Вместе с Новым Мировым Порядком произошла эскалация глобализации, проявились все секретные органы мирового правительства. Англо-американская связка определила характер мира в десятилетие 90 годов, она же определила отношение США к России. Несмотря на попытки Клинтона установить стратегическое партнерство с Россией и КНР, вице-президент А. Гор вел всю американскую политику в России, направлял реформы МВФ в нашей многострадальной Родине. Эти реформы определены нашим народом и мировым сообществом как тотальная агрессия против России, имеющая целью разрушение евразийского сообщества народов.
После глобального финансового кризиса, азиатского финансового обвала и российского государственного банкротства в печальном августе 1998 г., англо-американская финансовая олигархия предприняла наступление в виде эскалации НАТО и организации серии локальных войн на Земле как средств контроля над планетой. Процесс импичмента президента Клинтона (операция израильской агентуры с Моникой Левински) вывел его из руководства страной до конца президентского срока. В этот период наступление олигархии проявилось в бомбардировке фармацевтического завода в Судане в августе 1998 г. и впоследствии было доказано, что г-жа М. Олбрайт прекрасно знала, что бомбежке подвергнется не оружейное предприятие. Затем последовала бомбардировка Ирака, которая фактически отстранила от управления международными отношениями Совет безопасности ООН. А беспрецедентная война НАТО против Югославии в марте 1999 г., не имевшая ничего общего с геноцидом, творимым С. Милошевичем, прямо была направлена на превращение регионального конфликта в глобальную стратегическую операцию. Задача заключалась в выведении России с балканского театра военных действий.
Другая задача заключалась не в военной победе и не в оккупации территории противника, но в полном разрушении этой территории и в уничтожении экономического потенциала всех балканских стран. Эти страны не предполагались в качестве будущих членов НАТО, они определялись, как страны защитного пояса вокруг России и этот пояс следовало разрушить. Именно поэтому на Балканах не были реализованы восстановительные программы и взорванные мосты до сих пор перегораживают Дунай. Дунай – река мира и дружбы, голубая артерия, с детства мы помним фильмы и песни о Дунае: «Вышла мадьярка на берег Дуная, бросила в виду цветок… Дунай, Дунай, а ну узнай, где чей подарок, к цветку цветок сплетай венок, пусть будет красив он и ярок!».
Аналогичная политика проводится на территории Центральной Азии – поддержка исламских террористов в кольце территорий вокруг этнической России есть в то же время продвижение НАТО все дальше и дальше. Бомбардировка китайского посольства в Белграде окончательно убедили Россию и КНР в том, что НАТО нацелено на них и первый же сигнал доказывает правоту этих подозрений. Правительствам России и Китая несмотря на западнические симпатии отдельных неразвитых их представителей впору прикреплять югославские значки-мишени времен бомбардировок «I am the NATO target» («Я – НАТОмишень»). В результате Россия приняла новую оборонительную доктрину, по которой предполагается использовать ядерное оружие первыми даже при наличии условной атаки, а генерал В. Манилов ввел в официальное употребление от имени Генерального штаба России термин «НАТОфашизм».
А. Лукашенко объявил новую военную стратегическую доктрину Союза России и Белоруссии (союзное государство), создание нового воинского контингента сотен тысяч военнослужащих против нового врага – Польши как восточного фланга НАТО. Украина также оказывается в тяжелейшем положении: политика реформ привела страну в положение диктаторского режима, который без вступления в НАТО может быть разрушен как часть российского защитного пояса. Само украинское государство является банкротом – оно должно 3 миллиарда долларов по иностранным долгам и экономическая катастрофа в стране также является следствием пресловутой реальной политики.
США размахивают жупелом угрозы им со стороны так называемых террористических государств-изгоев. В этот список входят Ирак, Иран, Ливия и Северная Корея. Все эти страны находятся в состоянии блокады и охвачены системой международных санкций, убивающих голодающее мирное население. Однако утверждение об опасности ракетной угрозы со стороны перечисленных государств используется новой администрацией США для проведения в жизнь программы национальной оборонной инициативы. Все эти американские жалобы звучат забавно как сетования островского Тит Титыча, коему отвечали: «Кто же тебя обидит, Тит Титыч, ты сам кого хочешь обидишь!». Северокорейская угроза для США вообще звучит нелепо – страна не имеет экономической базы для атаки на США. Очевидно, что американская ракетная система будет направлена на Россию и Китай.
Мы прекрасно понимаем, что Бжезинский – не «псих-одиночка», утверждающий, что Россия должна быть расчленена. Также и китайский народ осведомлен, что вполне определенные силы в США и Великобритании делают все возможное, чтобы «красный гигант» не стал сверхдержавой к 2010 г. Ситуация с Китаем обостряется, благодаря обструкционистской политики США по тайванскому вопросу – их политика «две страны, два Китая» является прямым вмешательством во внутренние дела Китая. Распространение ядерного зонтика на Тайвань является продуктом той самой политики, которую всегда останавливал правом «вето» Клинтон, эта политика приведет к ранней войне между США и КНР. Реальная политика строится на реальных интересах и реальных имитационных играх – эта политика ведет к III Мировой войне.
Некрасов С.Н.
--------------------------------------------------------------------------------
11 См. пересмотр концепции демократии А. де Токвиля: Journal of democracy. Jan. 2000. Vol. 11. # 1